Дата: 06.01.2015
В Черногории уже начали сжигать «бадняк»! Бадняк – полено или часть ствола молодого дуба, который по традиции сжигают на костре в Сочельник. В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка — «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда…
Бадняк должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника. Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого — покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.
Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу надо обязательно принести хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. Его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую потом считают целебной. Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается. Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк целуют и намазывают медом, потом приступают к сжиганию. Как и многие другие христианские обычаи, сжигание бадняка имеет языческие корни. Согласно одной из теорий, бадняк олицетворяет божество, которое при сжигании обретает новую жизнь. По другой, с его помощью призывают умерших членов семьи. По третьей, бадняк — это некая защита огня. Во всяком случае, бадняк связан с солнечным циклом и является частью культа Солнца. Из огня при сжигании дуба — священного дерева — рождается новое Солнце.
Из Митрополии Черногорско-приморской сообщили время и место праздничных костров.
6 января в 8.00 Митрополит Черногорско-приморский Амфилохий провел литургию в соборном храме Святого Иоанна-Владимира в Баре. После церемонии участники обряда получили благословение. В 13.00 – присутствие Амфилохия при разложении костра перед монастырем Святого Николая на Ободе (Риека Црноевича). В 15.00 – у стен Цетинского монастыря.
В 16.30 Амфилохий будет присутствовать у храма Святых новомучеников на пардусе. В 17.30 – у соборного храма Воскресения Христова в Подгорице.
Позже в храме пройдут выступления, посвященные участию Черногории в Первой мировой войне.
7 января в 8.00 состоится литургия в соборного храме Воскресения Христова в Подгорице. Литургию проведет митрополит Амфилохий.