Дата: 02.12.2020
Приют для бездомных животных в Тивате спасает бездомных животных.
Председатель муниципальной скупщины Тивата Андрия Петкович посетил приют для брошенных животных в Кавче и предложил подумать о строительстве нового объекта большего размера.
Этот приют и его служба также выполняют работу по сбору бездомных собак и уходу за ними на территории муниципалитета Тиват.
Петкович поговорил с секретарем приюта Саней Марович о текущей ситуации и возможностях улучшения условий содержания собак в этом учреждении. «Совместно было заявлено, что особое внимание необходимо уделить улучшению условий в зоне приема и карантина, а также тому, чтоб собаки получали достаточно еды каждый день. Они также обсудили проект строительства нового объекта, для которого муниципалитеты Тиват и Котор уже предоставили и заплатили 80 000 евро» - сообщили из офиса Петковича, отметив, что он также интересовался состоянием здоровья больных животных, содержащихся в приюте.
Однако есть и плохие новости: с начала ноября по всей Черногории зафиксировано несколько случаев отравления бездомных и домашних животных, пока никого не подозревают. Об этом сообщила Светлана Манойлович, давний активист и член Совета по защите животных при Министерстве сельского хозяйства. С теми же словами она обратилась к Совету и другим учреждениям, отвечающим за благополучие и защиту животных. С начала ноября в социальных сетях и СМИ было опубликовано несколько случаев отравления собак и кошек в Подгорице, а также в других городах и поселках Черногории. 17 ноября столица Подгорица возбудила уголовное дело против неустановленных лиц. Активисты защиты животных также предъявили обвинения. Пока что не объявлено, является ли кто-либо подозреваемым.
Говоря о том, кто отравляет животных, Светлана Манойлович указывает пальцем на многих - местные органы власти, компании, занимающиеся дезинфекцией, и говорит, что сотрудничество между учреждениями - это плохо, и это затрудняет проведение расследования и выявление преступников. «Коммунальные инспекторы и полицейские, когда они натыкаются на труп животного или выходят по приглашению граждан, немедленно вызывают рабочих из «Чисточа», чтобы они убрали труп. Только неправительственные организации и некоторые граждане указывают на отравление животных, а затем пытаются собрать власти, но опять же соблюдается обычная процедура, и все усилия НПО и граждан остаются безрезультатными, с мешками с образцами почвы и образцами ядов. Коммунальная полиция и инспекция не выйдут, если животное, находящееся в тяжелом состоянии в общественном месте, рвет, бьет в конвульсиях, трясется... Они говорят: «Позвони, когда он умрет, мы позвоним Чисточе, чтобы убрать труп». Им не приходит в голову вызвать ветеринара, который распознал бы симптомы отравления или констатировал смерть в результате отравления», - сказала Манойлович.
По ее словам, такой реакции нет, потому что «эти службы не умеют распознавать симптомы отравления». «И у них даже нет времени заниматься этим, и они не смотрят на это так, что размещение ядов в общественных местах представляет собой потенциальную опасность для здоровья и жизни людей», - сказала она. Манойлович не щадит и горожан, которые, по ее словам, «из-за личной неприязни к животным кладут яд вокруг входа, в кусты, они лично бросают в них еду с ядом». «Это явление заслуживает особого внимания и заинтересованности со стороны Управления полиции и прокуратуры», - сказала она.
Основная прокуратура Подгорицы не ответила "Vijesti", было ли и сколько сообщений об отравлении животных было подано в эту прокуратуру за последние пять лет, и каков исход этих сообщений. В Специализированной ветеринарной лаборатории редакции сообщили, что за тот же период было подано 13 заявлений о проведении экспертизы по подозрению в отравлении собак и кошек. «Из них только некоторые были реализованы до конца с определением типа яда, ставшего причиной смерти», - сказал доктор Никола Пейович. Он добавляет, что количество проведенных в лаборатории вскрытий не может служить надежным показателем частоты попыток умышленного отравления собак и кошек. «Потому что значительное количество отравленных собак и кошек проходят лечение в ветеринарных клиниках с помощью антидотов с положительным конечным результатом», - сказал он. В ветеринарной клинике Meducis vet сообщили, что ежемесячно в этой клинике регистрируют от двух до трех случаев отравления. «Это, безусловно, происходит и в других клиниках», - говорит ветеринар Милан Митич.
Ассоциация «Рука-шапи» напомнила о редких отчетах и о результатах этих отчетов. В 2016 году из-за отравления собак в нескольких населенных пунктах Подгорицы возбуждено уголовное дело против неустановленных лиц. В том же году в результате отравления скончалась собака породы боксер, принадлежащая Марко Стругару. «После того, как отчет был представлен, инспектор Миодраг Йовович пригласил нас выступить с заявлением, и в этом случае мы представили материал на 50 страницах с комментариями и фотографиями ядов и отравленных животных по всей Черногории, с акцентом на Подгорицу. Материал охватывает период с 2014 по 2016 год и содержит сообщения о случаях отравления как домашних, так и бездомных животных по всей Черногории. Виновник по данному делу не найден. Через месяц дело повторили. Стругару также удалось узнать тип яда, который он отправил в Управление полиции. Он также собрал подписи жильцов, которые требуют установления личности преступника и наказания за то, что он поставил под угрозу их жизнь и жизнь их семей, а также домашних животных. Преступник не найден», - сказала Милица Чиканович из объединения« Рука-шапи».
Год спустя, в феврале 2017 года, на Шемовском поле были отравлены бездомные собаки. Из «Рука-шапи» уже тогда было возбуждено уголовное дело, но никакой реакции со стороны полиции и прокуратуры не последовало. Никакой реакции на сообщение не последовало из-за отравления собаки в поселке Забьело в августе того же года. В августе 2018 года в связи с отравлением собаки во дворе семейного дома в поселке Донья Горица в Подгорице хозяева возбудили уголовное дело против соседки Милки Мугош, которая была приговорена к условному наказанию. «Мы подали в Управление полиции по телефону множество других сообщений о случаях отравления бездомных или принадлежащих им животных, но на сегодняшний день виновные не найдены и не наказаны. По сей день наш архив только пополняется, преступников поощряют покупать яд по своему выбору и беспрепятственно, а компетентные органы, не придавая значения этой проблеме, только поощряют преступников продолжать свою практику», - сказал Джиканович.
Светлана Манойлович сказала, что статистика случаев отравления, пыток и убийств животных в целом необходима для принятия конкретных мер. «Данные о количестве отравленных животных мы получаем исключительно от общественных организаций. Ветеринары должны информировать по крайней мере Управление по безопасности пищевых продуктов, ветеринарии и фитосанитарии о количестве отравленных животных, которых они лечили в своих диспансерах, и для каждого зарегистрированного случая они также должны информировать Управление полиции, поскольку отравление регулируется Уголовным кодексом. «Мы должны запросить Коммунальную инспекцию и UP о количестве выездов на места из-за отравления животных, полиции и количестве зарегистрированных случаев, а также предпринять шаги в сторону обвинения», - сказала она.
В ассоциации «Корина Животные» заявили, что проблема заключается еще и в том, что большинство граждан не знают, что им следует сообщать о поступке, совершенном в ущерб животным. «Даже владельцы домашних животных спрашивают нас, что делать, потому что их собака была отравлена во дворе, а это означает, что они не знают о существовании самого факта преступления пыток и убийства животных. Особая проблема - это те, кто не хочет сообщать об отравлении своей собаки, даже когда им об этом говорят. Сегодня мы узнали о случае в Никшиче, что после отравления своей собаки владелец хотел усыновить нового щенка в ветеринарной клинике, даже не пытаясь выяснить, кто отравил его собаку, и сообщить об этом в полицию, поэтому, конечно, ему не разрешили снова усыновить. Ответственное владение начинается с нас самих», - сказала Тияна Ковачевич из этого объединения.
И даже когда появляется отчет, на практике выходит так, что учреждения дистанцируются от юрисдикции. «Часто случалось, и я искренне надеюсь, что такого больше не повторится, что компетентные органы дистанцируются от своих полномочий, когда вы предлагаете им сообщать о возможных нарушениях закона в ущерб животным и, в случае отравления, окружающей среде. После этого обычная процедура заключалась в том, что полиция выезжала, брала небольшой образец вещества с места происшествия, а труп собаки или кошки обычно утилизировался (хоронился) гражданами. Результаты анализа образцов никогда не предаются гласности, даже если они анализируются, и обвинение не заявляет о себе. Я не знаю ни одного случая, когда были бы включены кадры видеонаблюдения с мест, где были обнаружены подозрительные вещества или мертвые животные. И это все, что нужно сделать», - сообщила Ковачевич. Поэтому, добавляет она, необходимо установить протоколы действий. "Некоторые государственные органы в сотрудничестве с НПО уже разработали протоколы действий в различных областях, таких как насилие в семье и ранний уход из школы. Эту же модель следует применить к области пыток и убийства животных и уничтожения их среды обитания, потому что все, что не регулируется правилами, протоколами и методами лечения, трудно решить» - сказала Ковачевич.
Собеседники "Vijesti" также согласны с тем, что поведение людей, намеренно травящих животных, является девиантным. «Здоровый психосоциальный человек не может просто принять яд и сознательно дать его домашнему животному, потому что такой акт равносилен убийству», - сказал Митич. Управление по безопасности пищевых продуктов, ветеринарным и фитосанитарным вопросам заявило, что, помимо выявления виновных в отравлении и проведения уголовной политики, осознание обществом важности защиты животных не имеет решающего значения для бесчеловечного обращения с животными. «Не менее важно ответственное владение домашними животными, что означает в первую очередь заботу об их здоровье», - отметили в администрации.