Менее 500 метров отделяют друг от друга две черногорские деревушки — Будечевицу и Трешницу. Но долгие годы соседские визиты или торговые операции были сопряжены со значительными временными затратами. Дело в том, что находятся поселения на разных берегах реки Тары, известной бурным нравом и отвесными склонами. Так что жителям сел приходилось добираться окружным путем. Отсутствие возможности «прямого» сообщения крайне негативно сказывалось и на экономическом развитии всего региона. В первой половине XX века власти страны приняли решение о строительстве моста.
Разработал проект известный архитектор Мият Троянович, а общее руководство было поручено талантливому инженеру Исааку Руссо. Работы длились с 1938 по 1940 год. В результате над рекой пролегло уникальное, не имеющее равных в те времена сооружение. Пять арок разной протяженности, самая длинная из которых достигает 116 метров, объединены в цельную конструкцию. Общая длина моста составляет 365 метров, высота сооружения — 172 метра.
Названная как «Мост через Тару», переправа вскоре получила свое нынешнее наименование. Хотя сам Джурджевич лично не принимал участия в строительстве, но его семья владела расположенными у въезда землями, большим домом и фермой.
Увы, но облегчать жизнь местных жителей мосту пришлось совсем недолго. Вмешалась II Мировая война. Вторгшимся на территорию тогда еще Югославии итальянским войскам довелось столкнуться с яростным сопротивлением.
Партизанское движение не давало оккупантам ни вздохнуть, ни выдохнуть. Чтобы затруднить врагу транспортировку оружия и продовольствия, черногорцы задались целью взорвать мост. Трудность заключалась в том, что ущерб должен был быть максимально ощутимым и легко устранимым одновременно.
Организацию уничтожения стратегически важного объекта взял на себя Лазарь Яукович. Как инженер, участвовавший в возведении моста, он точно знал куда и сколько взрывных устройств надо установить. Операция прошла успешно — самая длинная арка была разрушена, использовать мост стало невозможным.
Захватчики объявили настоящую охоту на инженера-партизана. Яукович был схвачен и 2 августа 1942 расстрелян. О подвиге бойца сопротивления напоминает установленный после войны монумент. Возле него в любую погоду круглый год лежат живые цветы.
Полностью восстановленный в 1946 году мост и по сей день исправно выполняет возложенные на него функции. Налажено автомобильное и пешеходное движение, отсюда гости и жители страны любуются потрясающими видами. Для желающих взбудоражить кровь и пощекотать нервы организован банджи-джампинг. Не обошли мост вниманием и кинематографисты. Здесь проводились съемки нескольких художественных фильмов.
Координаты: долгота 19.2952 широта 43.1503
Достопримечательность Мост Джурджевича на карте города Жабляк